Вопросы и ответы

21.03.2012 12:56

Организация осуществляет два вида деятельности: сдача автомобилей в аренду и перевозка пассажиров автобусами в черте города. Перевозки осуществляются по тарифам, установленным городскими властями, отдельным категориям пассажиров предоставляются льготы...

Налог на добавленную стоимость, включая вопросы оформления форм бухгалтерского учета для целей НДС (счетов-фактур, ТТН и т.д.)

Организация осуществляет два вида деятельности: сдача автомобилей в аренду и перевозка пассажиров автобусами в черте города. Перевозки осуществляются по тарифам, установленным городскими властями, отдельным категориям пассажиров предоставляются льготы на проезд. Предприятие имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица). Вправе ли организация воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, с оборотов по реализации услуг по перевозке пассажиров. Какими документами предприятие должно подтвердить своё право на применение данной льготы?

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Поскольку коммерческая организация занимается регулярными перевозками пассажиров с целью извлечения прибыли, следует заключить, что она обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

На основании п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Как указывает п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ) данный Закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В силу ч. 1 ст. 19 Закона № 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

На основании ч. 2 ст.19 регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Кроме того, согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 № 9 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость» под услугами городского пассажирского транспорта, а также услугами по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, понимаются услуги, оказываемые общедоступным транспортным средством, осуществляющим перевозку пассажиров по установленным в общем порядке маршруту и графику с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

Следовательно, использование автобусов для регулярных перевозок пассажиров с целью извлечения прибыли, осуществляемое в соответствии с правилами публичного договора, по утвержденным тарифам с предоставлением соответствующих льгот, не подлежит обложению НДС.

В качестве подтверждения правомерности применения данной льготы налогоплательщиком должны быть представлены следующие документы:

- лицензия, выданная Минтранс России;

- документ о согласовании маршрута перевозки с ГИБДД;

- документ о тарифах на перевозку пассажиров, утверждённый органом местного самоуправления, с указанием характера и количества предоставляемых льгот.

Право на применение льготы, установленной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, возникает у налогоплательщика с момента получения всех необходимых документов, подтверждающих правомерность применения льготного режима налогообложения.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее по тексту - Положение).

Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Подпунктом «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» в Положение введен п. 5.1.

В соответствии с новым п. 5.1 Положения документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 3 Правил перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются по расписаниям, называются регулярными перевозками.

Пунктом 42 Правил установлено, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Таким образом, объём фактически полученной выручки можно подтвердить актами выдачи (сдачи) билетов, ведомостью по учёту билетов, иными документами, отражающими количество реализованных билетов.

Что касается порядка включения сумм компенсаций за предоставление льгот на проезд, то в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. На основании данного порядка налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

При этом в соответствии с п.4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.