Правовые основы охраны труда

Правовые основы охраны труда

Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности - один из главных общечеловеческих принципов. Он соответствует:

♦ Всеобщей декларации прав человека;

♦ Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;

♦ декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам Российской Федерации, приня­тым в рамках ОБСЕ;

♦ Конвенции Содружества Независимых Государств (СНГ) о правах и основных свободах человека;

♦ Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации определяет обязанность го­сударства, как гаранта справедливой социальной политики, коорди­натора интересов всего общества, защищать право каждого челове­ка на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) уста­навливает основные направления государственной политики в облас­ти охраны труда и закрепляет принципы решения сформулирован­ных задач путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и ох­раны труда.

Правовое регулирование охраны труда осуществляется на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Россий­ской Федерации, а также ее субъектов.

Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляют трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

иные федеральные законы;

указы ПрезидентаРоссийской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и др.).

В Кодексе вид источников норм трудового права и их юриди­ческая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соот­ветствовать Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным феде­ральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, содержащие нормы трудового права, не должны проти­воречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий­ской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Прези­дента Российской Федерации, постановлениям Правительства Россий­ской Федерации и нормативным правовым актам федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные норматив­ные акты, содержащие нормы трудового права, не должны проти­воречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым ак­там субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между Кодексом и иными федеральны­ми законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот федеральный закон применяется только при условии внесе­ния соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

Нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты по охране труда, положения о подразделениях, должностные инструкции регламентируют и обеспечи­вают необходимый порядок выполнения работающими возложенных на них обязанностей, соблюдение требований охраны труда, а так­же контроль деятельности работающих должностными лицами в организации.

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» уста­новлены три основных вида нормативных правовых актов:

технический регламент - документ, принятый международным договором Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента России, или постановлением Правительства Рос­сийской Федерации и подразумевающий обязательное выполнение;

национальный стандарт - документ, подразумевающий добро­вольное исполнение, утвержденный национальным органом Россий­ской Федерации по стандартизации;

стандарт организации - документ, подразумевающий доброволь­ное выполнение только той организацией, которая его принимает.

Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (с 1 июля 2003 г.) до введения в действие техни­ческих регламентов, разрабатываемых в его исполнение (они долж­ны быть созданы в течение 7 лет), действуют нормативные право­вые акты, утвержденные федеральными органами власти, и только в части:

♦ защиты жизни или здоровья граждан;

♦ защиты имущества физических или юридических лиц, государ­ственного или муниципального имущества;

♦ охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

♦ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При этом вся остальная нормативная техническая документация отменяется.

До введения технических регламентов в организациях действуют:

♦ Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ);

♦ Межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ);

♦ общекомбинатские (ОК), общезаводские (03) и цеховые инструкции по охране труда;

♦ отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО) и отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);

♦ правила безопасности (ПБ);

♦ правила устройства и безопасной эксплуатации электроустановок (ПУЭ, ПУБЭ);

♦ государственные стандарты системы безопасности труда (ССБТ);

♦строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

♦санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН);

♦стандарты организации.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нор­мативные требования охраны труда, утверждаются на пять лет, их действие может быть продлено, но не более чем на два срока. Ре­шение о продлении действия или об отмене нормативных правовых актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окон­чания их действия.

Специалисту по охране труда следует составить Перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся в данной организации. При этом необходимо изучить:

♦ необходимые и имеющиеся правила по охране труда. В приложениях к ним обычно содержится перечень нормативных правовых актов, на основании которых подготовлен данный документ;

♦ «Российскую газету» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (особенно за последние три года);

♦ информацию о новых нормативных правовых актах на Интернет - сайтах издательских фирм.

Специалисту по охране труда следует регулярно вносить изменения и дополнения в составленный им перечень.