Потребительский рынок товаров и услуг

Потребительский рынок. 2019 год

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и является одним из важных секторов жизнеобеспечения города.

Потребительский рынок объединяет три сегмента сферы обслуживания населения: торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.

Торговля

По оперативным данным статистики за 2019 год розничный товарооборот составил 39,2 млрд. руб. или 101,9 % к прошлому году, на душу населения в месяц приходится 14,4 тыс. руб. (в 2018 — 13,1 тыс. руб.) В городе представлены практически все типы торгующих объектов — от крупных торговых центров до мелких магазинов. На сегодня количество стационарных торговых объектов составляет около 4 тысяч единиц, из них торговых центров и комплексов — 22, магазинов — 669, прочих объектов (отделов в магазинах, торговых центрах, нежилых помещениях) — более 2500. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей — 856,8 кв.м., что превышает норматив на 70%.

Сохраняется тенденция увеличения доли крупных и средних организаций, что обусловлено активным развитием крупноформатной и сетевой торговли, сокращается количество мелких торговых точек. За 2019 год в городе открылись 3 магазина «Хлеб-соль», крупный непродовольственный дискаунтер «ГрандБазар». Всего в городе функционируют более 450 сетевых торговых объектов, как местного, так и федерального и регионального значения.

Стабильно функционирует сеть местных товаропроизводителей, число торговых объектов которых составляет 234.

Количество магазинов «шаговой доступности», выстроенных за счет реконструкции квартир на 1 этажах уменьшилось за счет перепрофилирования в другие виды услуг и составляет 226 объектов. Большой популярностью пользуется покупка товаров через интернет.

Общественное питание

Сеть предприятий общественного питания на 01.01.2020 составляет 283 объекта, из них общедоступной сети — 187 на 7206 мест. Обеспеченность посадочными местами сегодня составляет 80%.

Оборот общественного питания по оперативным данным статистики за 2019 год составил 1,48 млрд. руб. или 100,3 % к показателю прошлого года.

За 2019 год открылись 4 предприятия общественного питания, работающие по франшизе: «Шоколадница», «Костер», «Стиль», «Мистер Стейк».

Бытовое обслуживание

Бытовые услуги являются неотъемлемой частью повседневной жизни горожан, при этом, определяющим фактором развития рынка бытовых услуг по прежнему остается динамика платежеспособности населения.

Количество объектов бытового обслуживания составляет 749 ед.

Доля предпринимателей в структуре исполнителей бытовых услуг составляет около 96 %.

Предприятия бытового обслуживания активно участвуют в традиционных благотворительных акциях, проводимых в городе - «Служба быта для ветеранов ВОВ», «Служба быта для пожилого человека». Более востребованные — это ремонт обуви и парикмахерские услуги. Сумма льготных средств в 2019 году составила более 170 тысяч рублей.

Ярмарочная деятельность

На территории города за 2019 год были организованы и проведены 82 ярмарки, организовано более 1000 торговых мест Основными целями организации ярмарок являются удовлетворение потребностей населения в товарах по доступным ценам, поддержка местных товаропроизводителей в реализации и сбыте собственной сельскохозяйственной продукции, минуя посредников.

В период массового сбора урожая в течение октября-ноября проводилась сезонная ярмарка на 3-х площадках города по продаже свежих корнеплодов.

Ярмарочная торговля пользуется популярностью у населения и служит подтверждением востребованности продукции местного производства.

Цены

Состояние продовольственного рынка города Братска в значительной степени зависит от ввоза продукции из-за пределов области. Особенно зависим от внешних поступлений рынок мясной продукции, сахара, муки, круп, рыбы, масла растительного, из чего следует, что продовольственный рынок и цены на продовольствие сохраняют высокую зависимость от конъюнктуры внешних рынков с более развитой сырьевой базой.

По данным территориального органа статистики в 2019 году средний показатель роста потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в городе Братске составил 1%. Наибольший рост зафиксирован на пшено, крупу гречневую-ядрицу, муку пшеничную, хлеб из пшеничной муки 1, 2 сорта, масло сливочное, рис шлифованный, мясо кур, рыбу мороженую неразделанную, яйца куриные, говядину и молоко пастеризованное.

В декабре 2019 по отношению к началу установлено снижение цены на масло подсолнечное и сахар-песок.

Ценовая ситуация находится на постоянном контроле в администрации города Братска. В целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке с 2014 года обеспечивается оперативный мониторинг ценовой ситуации на территории города, в том числе в социально-ориентированных объектах.

В целях обеспечения населения возможностью приобретать продовольственные товары первой необходимости по более доступным ценам администрацией города на постоянной основе проводится работа по привлечению предприятий розничной торговли к участию в социальных проектах. В городе организованы и действуют социальные проекты: «Социально-ориентированная политика», «Социальная цена», «Социальный магазин», «Магазин низких цен», «Цена на контроле». По состоянию на 1 января 2020 года количество таких объектов составляет 130 ед., из них в 28 цены на все продовольственные товары первой необходимости значительно ниже средних цен, сложившихся на потребительском рынке.

Одной из мер, способствующих сдерживанию роста цен, является организация на территории муниципального образования города Братска регулярных ярмарок, где сельхозпроизводители и товаропроизводители реализуют продукты питания по ценам на 10-20 % ниже сложившихся на потребительском рынке. В 2019 году организовано и проведено 10 продовольственных ярмарок.

Нестационарная торговая сеть

С 01.01.2017 действует новый Порядок и Схема размещения нестационарных торговых объектов. На 01.01.2020 число нестационарных составляет 342 объекта.

Продолжается работа по демонтажу незаконно установленных и заброшенных объектов. За 2019 год снесено 15 таких НТО.

В весенне-летний период функционируют 36 квасных цистерн и 8 бахчевых развалов.

Регулирование алкогольного рынка

Администрация города Братска совместно с контролирующими и надзорными органами проводит работу по пресечению нарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории города Братска.

За 2019 год проведено 14 рейдов с целью выявления торговых объектов, незаконно торгующих алкогольной продукцией. Осмотрено более 140 торговых объектов. Выявлены нарушения в 22. Информация о выявленных фактах направлена в правоохранительные органы.

Для населения организована «горячая линия» по незаконной продаже алкогольной продукции.

С 01 января 2019 года в администрацию города Братска поступило 127 информационных писем из полиции о выявленных нарушениях в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что в 2,2 раза меньше, чем в прошлом году.

Совместная с органами полиции работа дает положительные результаты. В городе практически отсутствуют объекты, реализующие алкогольную продукцию без лицензии. С начала 2019 года количество объектов лицензирования увеличилось на 76 и составляет сегодня 541 ед.

Специалистами КЭР города Братска ежедневно осуществляются консультации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения и изменения действующего алкогольного законодательства.

В целях информирования населения на сайте администрации города Братска создан подраздел «Нарушения в сфере розничной продажи алкогольной и табачной продукции», где размещена и постоянно обновляется информация о торговых объектах, осуществляющих реализацию алкогольной продукции без лицензии на ее розничную продажу, а также итоги проверок, проведенных органами полиции.