Оценка качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств

14.09.2021 11:24

Доклад о мерах, принятых главными администраторами бюджетных средств города Братска по результатам мониторинга качества финансового менеджмента за 2020 год

Годовой мониторинг качества финансового менеджмента проведен комитетом финансов в отношении 1 и 2 групп главных администраторов бюджетных средств города Братска (далее 1 группа ГАБС, 2 группа ГАБС) по состоянию на 01 января 2021 года.

1 группа ГАБС: департамент образования (ДО), департамент культуры (ДК), департамент физической культуры и спорта (ДФКиС), комитет жилищно-коммунального хозяйства (КЖКХ), администрация (АДМ.), комитет по градостроительству (КГС).

2 группа ГАБС: Дума г. Братска (Дума), комитет по управлению Правобережным районом (КУПбР), комитет по управлению Падунским районом (КУПР), комитет по управлению Центральным районом (КУЦР), Контрольно-счетная палата г. Братска (КСП), комитет по управлению имуществом (КУМИ), комитет финансов администрации города Братска (КФ).

В связи с совершенствованием в 2020 году методики оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, результаты мониторинга за 2020 год приводятся без сравнительной характеристики с 2019 годом из-за несопоставимости данных.

В 2020 году мониторинг проводился по шести направлениям оценки. Удельный вес направлений оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, представлен на Рис. 1.

Наибольший удельный вес из всех направлений оценки, характеризующих управление муниципальными финансами, занимает направление «Качество управления расходами» (72,9% от общего количества), остальные направления составляют 27,1%, в том числе: «Качество управления доходами»–8,5%; «Качество ведения учета и составления отчетности»–11,8%; «Качество организации и осуществления внутреннего финансового аудита»–3,4%; «Качество управления активами»–1,7%; «Квалификация сотрудников финансового (финансово–экономического) подразделения»–1,7%.

Рис.1


Удельный вес направлений оценки качества финансового менеджмента в 2020 году 


Результаты мониторинга за 2020 год: итоговая оценка качества финансового менеджмента с учетом повышающего коэффициента за сложность управления муниципальными финансами 1 и 2 групп ГАБС, а также средняя оценка качества в разрезе направлений мониторинга представлены соответственно на Рисунках 2,3 и 4.

Рис. 2

Итоговая оценка качества финансового менеджмента с учетом повышающего коэффициента за сложность управления финансами 1 группы ГАБС за 2020 год (%)




Рис. 3

Итоговая оценка качества финансового менеджмента с учетом повышающего коэффициента за сложность управления финансами 2 группы ГАБС за 2020 год (%)



Из 13 оцениваемых ГАБС 6 имеют итоговые оценки качества финансового менеджмента выше среднего значения (для 1 группы ГАБС – 84,6%, 2 группы ГАБС – 91%), у остальных 7 итоговые оценки ниже среднего балла.

Рис. 4

Средняя оценка качества финансового менеджмента в разрезе направлений мониторинга за 2020 год, %

В результате годового мониторинга по указанным на Рис.4 направлениям мониторинга достижение целевого значения показателей оценки (85,5%) отмечено по «Качеству управления расходами» (90%), «Качеству ведения учета и составления отчетности» (93,3%) и «Качеству управления активами» (100%).

Отклонение средней оценки от целевого значения более чем на 25% наблюдается по направлениям «Качество организации и осуществлении внутреннего финансового аудита» и «Квалификация сотрудников финансового (финансово–экономического) подразделения», свидетельствующее о сложностях в организации внутреннего финансового аудита и о несвоевременном повышении квалификации сотрудников финансовых подразделений ГАБС.

Причинами отклонения средней оценки от целевого значения на 1,1% по направлению «Качество управления доходами» (84,4%) является в основном снижение качества у отдельных ГАБС по планированию доходов, подготовке информации для проекта бюджета по доходам, а также оперативности и качества работы с невыясненными поступлениями.

Качество управления муниципальными финансами напрямую зависит от качества ведения реестра расходных обязательств и планирования бюджетных ассигнований для реализации соответствующих полномочий ГАБС, а также качества формирования и внесения изменений в сводную бюджетную роспись, формирования и предоставления бюджетной отчетности, качества администрирования доходов бюджета, санкционирования расходов муниципальных учреждений, качества внутреннего контроля и аудита.

Для повышения качества финансового менеджмента комитетом финансов по итогам годового мониторинга КФ разработаны и направлены ГАБС рекомендации.

В соответствии с предоставленными пояснительными записками ГАБС приняты следующие меры, направленные на обеспечение достижения целевых показателей мониторинга:

– усилен контроль при заключении муниципальных контрактов и оплате расходов (КУМИ);

– усилен контроль за своевременным утверждением муниципальных программ (КУМИ);

– проводится разъяснительная работа с подведомственными учреждениями по соблюдению законодательства, условий договоров и недопущению принудительного изъятия бюджетных средств (ДК), а также по соблюдению порядка предоставления документов, подтверждающих полномочия лиц по подписанию платежных документов (ДО);

– разрабатываются нормативы штатной численности для муниципальных учреждений (ДК, ДО);

– усилен контроль за движением и сроками уточнения невыясненных поступлений (ДК);

­– повышена квалификация сотрудников финансово – экономических подразделений (ДК). Для снижения стоимости обучения будет применен дистанционный формат обучения сотрудников (ДО);

– разрабатываются ведомственные нормативные правовые акты по обеспечению осуществления внутреннего финансового аудита (КУМИ);

– приняты меры и направлены в адрес руководства администрации служебные записки о введении в штатное расписание должности внутреннего аудитора (ДО, ДК);

– назначены ответственные лица за предоставление информации для проведения КФ мониторинга качества финансового менеджмента, запланированы ежегодные проверки юридического лица, которому предоставляется субсидия из бюджета города (ДО);

– заключено соглашение на 2021 год по обеспечению финансирования из областного бюджета в полном объеме в результате проведенной ДО работы с министерством образования Иркутской области;

– проведена информационная работа с подведомственными учреждениями об усилении контроля за соблюдением условий предоставления субсидий на иные цели (ДО);

– проводится ежемесячный мониторинг погашения просроченной дебиторской задолженности по договорам на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов (далее – договора НТО) и принимаются меры по ее погашению (Администрация).

В дополнение к принятым мерам ГАБС необходимо провести следующие мероприятия.

1. Утвердить, наряду с требованиями к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, требования по соблюдению правил нормирования в сфере закупок (КУМИ).

2. Включить оценку использования муниципальными автономными и бюджетными учреждениями субсидий на иные цели в порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента муниципальных учреждений (ДО).

3. Рассмотреть для оценки надежности внутреннего контроля, осуществляемого ГАБС, и снижения рисков бюджетных нарушений способы создания субъектов внутреннего финансового аудита с учетом ранее доведенных КФ рекомендаций в соответствии с действующим бюджетным законодательством (ГАБС).

4. Установить причины снижения эффективности управления расходами на заработную плату ГАБС, подведомственных муниципальных учреждений и разработать меры, обеспечивающие соответствие нормативов на оплату труда, показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, распоряжений администрации по оплате труда.

5. Осуществлять во избежание отвлечения бюджетных средств, в целях обеспечения ликвидности единого счета бюджета города Братска, а также безусловного выполнения первоочередных обязательств муниципалитета перечисление субсидии на иные цели только при наличии и подтверждении обязательств, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

6. Рассмотреть, в случае неэффективности направления в целях досудебного урегулирования должникам по договорам НТО претензий, меры по взысканию просроченной задолженности в судебном порядке (Администрация).

7. Повысить эффективность бюджетных расходов путем реализации мероприятий по снижению себестоимости оказываемых (выполняемых) подведомственными ГАБС муниципальными учреждениями услуг (работ), в том числе оптимизации штатной численности, применению нормирования труда, повышению производительности труда, повышению эффективности использования муниципального имущества, увеличению собственных доходов бюджетных и автономных муниципальных учреждений.

Дата изменения: 14.09.2021 11:58:01
Количество показов: 1