Оценка качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств

04.09.2019 09:07

Доклад о мерах, принятых главными администраторами бюджетных средств города Братска по результатам мониторинга качества финансового менеджмента за 2018 год

Годовой мониторинг качества финансового менеджмента проведен комитетом финансов в отношении 1 и 2 групп главных администраторов бюджетных средств города Братска (далее 1 группа ГАБС, 2 группа ГАБС) в части документов, используемых при составлении проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов и в части исполнения бюджета города по состоянию на 01 января 2019 года.

1 группа ГАБС: департамент образования (ДО), департамент культуры (ДК), департамент физической культуры и спорта (ДФКиС), комитет жилищно-коммунального хозяйства (КЖКХ), администрация (АДМ.), комитет по градостроительству (КГС).

2 группа ГАБС: Дума г. Братска (Дума), комитет по управлению Правобережным районом (КУПбР), комитет по управлению Падунским районом (КУПР), комитет по управлению Центральным районом (КУЦР), Контрольно-счетная палата г. Братска (КСП), комитет по управлению имуществом (КУМИ).

Результаты мониторинга за 2018 год и наблюдаемая положительная динамика качества управления муниципальными финансами за трехлетний период 2016 – 2018 гг. (Рис. 1) с темпом прироста среднего уровня качества финансового менеджмента: в 2018 г. относительно 2016 г. на 6,4% и в 2018 г. относительно 2017 г. на 6,0% – свидетельствует об эффективном использовании ГАБС бюджетных средств и повышении качества исполнения ими бюджетных полномочий (Таблица).

Рис. 1

Динамика среднего уровня качества управления муниципальными финансами за период 2016 – 2018 гг.

В разрезе групп темп прироста среднего уровня качества финансового менеджмента в 2018 году составил:

1 группы ГАБС относительно: 2016 года – 2,6%, 2017 года – 4,0%;

2 группы ГАБС относительно: 2016 года – 10,1%, 2017 года – 7,9%.

Все ГАБС имеют положительную динамику качества управления муниципальными финансами (кроме КГС и АДМ, снизивших качество управления относительно 2016 года,) и достигли соответствующих рейтинговых оценок (Таблица).

Таблица

Рейтинг за 2018 год и темп прироста уровня качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС, за 2016–2018 годы

Место в рейтинге за 2018 год

Наименование ГАБС

Рейтинговая оценка за 2018 год

Уровень качества финансового менеджмента (КФМ),%

Темп прироста/снижения 
2018/2016*100-100, %

Темп прироста
2018/2017*100-100, %

2016

2017

2018

1 группа ГАБС

1-е

ДФКиС

4,56

86,6

88,9

91,3

5,4

2,6

2-е

ДК

4,47

87,9

87,66

89,4

1,7

2,0

3-е

Администрация

4,43

89,3

84,4

88,6

– 0,7

5,0

4-е

ДО

4,10

71,2

79,5

82

15,2

3,2

5-е

КГС

4,02

82,1

69,9

80

–2,6

14,5

6-е

КЖКХ

3,98

76,86

78,3

79,7

3,7

1,8

Уровень КФМ и темп прироста (снижения) 1 группы ГАБС

82,3

81,2

84,4

2,6

4,0

2 группа ГАБС

1-е

КУПбР

4,94

90,4

87,9

98,8

8,2

11,2

КУЦР

4,94

89,2

90,9

98,8

9,6

7,6

2-е

Дума

4,91

91,3

90,8

98,3

7,6

8,2

3-е

КУПР

4,79

87,1

87,4

95,8

8,9

8,5

4-е

КСП

4,74

84,3

89,5

94,9

11,4

4,8

5-е

КУМИ

4,68

80,2

86,3

93,7

16,7

8,4

Уровень КФМ и темп прироста 2 группы ГАБС

87,1

88,8

95,9

10,1

7,9

Средний уровень КФМ и темп прироста

84,7

85,0

90,1

6,4

6,0


Рейтинг и уровень качества управления муниципальными финансами 1 и 2 групп ГАБС за 2018 год представлены на Рис. 2 и Рис. 3.


Рис. 2

Рейтинг и уровень качества финансового менеджмента 1 группы ГАБС за 2018 год, (%)


Рис. 3

Рейтинг и уровень качества финансового менеджмента 2 группы ГАБС за 2018 год, (%)


Качество управления муниципальными финансами напрямую зависит от качества ведения реестра расходных обязательств и планирования бюджетных ассигнований для реализации соответствующих полномочий ГАБС, а также качества формирования и внесения изменений в сводную бюджетную роспись, формирования и предоставления бюджетной отчетности, санкционирования расходов муниципальных учреждений, качества контроля и аудита, осуществляемых ГАБС.

Следует отметить, что наибольший удельный вес из всех групп показателей мониторинга, характеризующих управление муниципальными финансами, занимают направления эффективности использования бюджетных средств (25,6% от общего количества показателей) и управление бюджетными расходами (15,4% от общего количества показателей), отражающие взаимосвязь показателей непосредственных результатов с достижением показателей конечных результатов деятельности ГАБС (Рис.4).

Рис. 4

В результате годового мониторинга по выделенным на Рис.4 направлениями мониторинга зафиксированы положительные средние оценки:

Эффективность использования ГАБС средств бюджета – 4,2 балла.

Качество управления бюджетными расходами – 4,24 балла.

Качество контроля и аудита – 4,26 балла.

Соблюдение порядка исполнения бюджета города Братска по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета и порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений за счет средств субсидий на иные цели и бюджетные инвестиции – 4,62 балла.

При этом наиболее низкие оценки получены большинством ГАБС по следующим показателям:

Оптимизации штатной численности работников ГАБС и подведомственных муниципальных учреждений – 2,75 балла.

Эффективность результатов деятельности подведомственных ГАБС муниципальных учреждений в части выполнения показателей муниципальных заданий – 3,75 балла.

Квалификация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения ГАБС (повышение квалификации в области экономики, финансов и бухгалтерского учета) – 2,08 балла.

Причинами снижения качества финансового менеджмента по выше указанным показателям у отдельных ГАБС явились следующие недостатки, в том числе:

– низкая эффективность мероприятий ведомственных планов ГАБС в части оптимизации штатной численности;

– недостаточное обеспечение повышения квалификации сотрудников финансовых подразделений ГАБС;

– неосуществление полномочий по внутреннему аудиту отдельными ГАБС с целью разработки предложений по эффективному использованию бюджетных средств.

Для повышения качества финансового менеджмента комитетом финансов по итогам годового мониторинга разработаны и направлены ГАБС рекомендации, в соответствии с которыми ими приняты следующие меры, направленные на обеспечение достижения целевых показателей:

– в рамках мероприятий по оптимизации расходов бюджета на содержание и обеспечение функционирования администрации города ГАБС разработаны ведомственные планы;

– принимаются меры по оптимизации расходов бюджета на содержание администрации;

– проводятся мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов на социальную политику с применением критериев адресности и нуждаемости;

– разрабатываются нормативы штатной численности для муниципальных учреждений (ДК, ДО);

– в рамках оптимизационных мероприятий сокращен вспомогательный персонал в администрации, проводится работа по нормированию труда вспомогательного персонала в МКУ «Центр регистрации документов и материально-технического обслуживания»;

– запланировано и проведено в текущем периоде 2019 года повышение квалификации сотрудников ГАБС и подведомственных учреждений (ДФКиС, ДК, КГС);

– осуществлен перевод в МКУ «Центр комплексного обслуживания муниципальных учреждений» технических работников учреждений культуры.

Для достижения целевых показателей мониторинга отдельным ГАБС в 2019 году необходимо принять дополнительные меры по повышению качества финансового менеджмента:

1. Обеспечить утверждение в 2019 году нормативов финансовых затрат, единых норм потребления материальных, технических и трудовых ресурсов (ДО, ДК), нормативов штатной численности учреждений дополнительного образования (ДО), нормативов штатной численности учреждений культуры (ДК).

2. Повысить эффективность бюджетных расходов путем реализации мероприятий по снижению себестоимости оказываемых (выполняемых) подведомственными ГАБС муниципальными учреждениями услуг (работ), в том числе оптимизации штатной численности, применению нормирования труда, повышению производительности труда, повышению эффективности использования муниципального имущества, увеличению собственных доходов бюджетных и автономных муниципальных учреждений.

3. Разработать дополнительные мероприятия по оптимизации штатной численности, оптимальному распределению обязанностей, функций между работниками аппаратов управления.

4. Разработать дополнительные мероприятия, приводящие к реальной экономии бюджетных средств.

5. Всем ГАБС принять меры по повышению квалификации сотрудников финансово – экономических подразделений, в том числе путем проведения дистанционного обучения.

В рамках реализации выше перечисленных мер всем ГАБС необходимо провести работу по созданию действенной системы внутреннего финансового контроля и аудита.

Дата изменения: 04.09.2019 15:18:53
Количество показов: 204