Интервью

27.03.2015 17:51

Сергей Пилявин: «Законность и эффективность - два кита муниципальных закупок»

Сергей Пилявин: «Законность и эффективность - два кита муниципальных закупок»

Администрация Братска, городские муниципальные учреждения и предприятия ежедневно осуществляют муниципальные закупки. Практически все - от канцелярии до троллейбусов - закупается посредством проведения конкурентных процедур: конкурсов, аукционов, запросов котировок и т.д. Работа осуществляется в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд», который вступил в силу в январе 2014 года. О работе администрации в сфере закупок в новых условиях и о результатах этой работы по итогам прошлого года нам рассказал заместитель заведующего отделом правового сопровождения и размещения муниципальных заказов администрации города Братска Сергей Пилявин.

- Сергей Вячеславович, расскажите о новой системе работы в сфере муниципальных закупок по итогам 2014 года и начале 2015 года. Как в администрации Братска была выстроена работа в этом направлении?

- Закон о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым осуществляется приобретение необходимых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является объемным и сложным документом. Для его исполнения принято уже около 50 подзаконных нормативно-правовых актов. Тем не менее, закон придал закупкам максимальную открытость и прозрачность. Теперь администрация города, муниципальные учреждения должны четко обосновывать свою потребность в тех или иных товарах и услугах. Все закупки должны быть спланированы. Контролируется и сам процесс выполнения контракта. Для работы в новых условиях в администрации Братска был определен уполномоченный орган на определение поставщиков в сфере муниципальных закупок. Это отдел правового сопровождения и размещения муниципальных заказов, который взял на себя ключевой «пласт» работы по закупкам, начиная со стадии размещения извещения о проведении закупки и заканчивая стадией заключения контракта. Также в муниципальных учреждениях города Братска появились контрактные управляющие либо созданы контрактные службы, в которые вошли специалисты по осуществлению закупок в части планирования, обоснования цены закупок, а также исполнения контракта. В 2014 году администрацией Братска за счет средств муниципального бюджета было проведено 692 закупки на общую сумму около 1,5 млрд. руб. Почти 95% закупок было проведено аукционом в электронной форме. По мнению специалистов, на сегодняшний день, аукцион в электронной форме является наиболее антикоррупционным способом размещения заказа в сфере закупок. Эти торги размещаются на официальном общероссийском сайте закупок и проводятся через электронную торговую площадку, что абсолютно исключает влияние заказчика на участников аукциона и наоборот. Расходы на муниципальные закупки осуществляются с учетом эффективности и экономности использования бюджетных средств.

- Каким образом оценивается эффективность этой работы?

- Эффективность включает в себя нескольких составляющих. Первое, безусловно, это экономия бюджетных средств. На сегодняшний день закупки проводятся для того, чтобы в идеале пришло много участников (конкуренция налицо) и цена за товар, работу или услугу была снижена. Второе – антикоррупционность и законность проведения всех стадий закупочного процесса. Я считаю, что есть еще и третья составляющая – результат торгов, то есть качество поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Здесь огромное значение имеет контроль за выполняемыми работами, будь то ремонт дорог, строительство домов либо иной вид работ. Важна также и проверка на стадии приемки товара, то есть насколько качественное нам поставлено оборудование, техника, либо какой-то иной товар. В работе администрации Братска присутствуют все три составляющие. Анализ ситуации с размещением муниципального заказа за последний год показывает, что на протяжении этого периода наблюдается тенденция роста экономии бюджетных средств. По результатам проведенных закупок в 2014 году экономия бюджетных средств за год составила 64 млн. руб.

- Эффективность очевидна. Между тем были ли жалобы участников торгов на законность действий администрации в сфере закупок? И кто вправе проверять закупочную деятельность администрации города?

- На сегодняшний день основной и самый компетентный орган, который проверяет работу администрации в сфере закупок по жалобам участников размещения заказа это Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. Я должен отметить, что рассмотрения дел в этой службе проходит на высоком уровне. В Иркутском управлении ФАС работают профессионалы своего дела. Председателем комиссии по контролю за размещением заказа Иркутского управления ФАС является Кулиш Александр Владимирович, начальником отдела по контролю за размещением заказа - Ларин Иван Игоревич. Эти должностные лица оценивают законность проведения закупок на всех стадиях закупочного цикла. В 2014 году на законность действий заказчиков муниципального образования города Братска, в том числе администрации города Братска, в Иркутское Управление Федеральной Антимонопольной службы было подано 20 жалоб. Абсолютно все жалобы участников торгов в ходе рассмотрения дел признаны необоснованными. В итоге такие социально-значимые закупки, проекты, как выполнение капитального ремонта автодороги по улице Мира от улицы Южная до въезда на АЗС; выполнение работ по разработке проектной сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Рябикова; поставка низкопольного троллейбуса; установка металлических ограждений для школьных учреждений образования города Братска и другие состоялись в полной мере и не только благодаря финансированию, но и благодаря законности их проведения. Также сферу закупок могут проверять органы Прокуратуры, контрольный орган местного самоуправления. Аудиторскую проверку проводит контрольно-счетная палата. Этими проверяющими органами по итогам 2014 года каких-либо значимых нарушений в сфере закупок администрации Братска выявлено не было.

- С какими сложностями приходится сталкиваться при проведении закупок?

- Сложностей на мой взгляд несколько. Первая сложность, влияющая на проведение закупок, заключается в огромной нормативно-правовой базе, регулирующей закупочную деятельность. При этом, данная база меняется Законодателем достаточно часто, что порождает некоторую неразбериху, как среди заказчиков, так и среди участников торгов. Вторая сложность — это возможный сговор участников и демпинг цены по результатам закупок. Все мы прекрасно понимаем, что получить качественный товар или работу по заниженной цене практически невозможно. Третья сложность заключается в отсутствие правового механизма преференций местным предпринимателям как участникам закупок. При этом я хочу отметить, что развитие местного предпринимательства является залогом успешного развития города. Исходя из этого в администрации города был подготовлен ряд предложений для внесения изменений в федеральное законодательство о закупках, которые мэр города Братска Сергей Васильевич Серебренников озвучил на 35-м съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, состоявшемся в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа 12-13 марта.

Беседовала Наталия МАРИНЫЧ, пресс-служба администрации города Братска