Особенности регистрации некоторых видов НКО

Особенности государственной регистрации некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Под образованием в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – закон об образовании) понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В соответствии с п. 1 ст. 11.1 закона об образовании образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. При этом действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Согласно положениям статьи 11.1 закона об образовании образовательные организации могут быть как государственными, так и негосударственными. Исходя из положений закона об образовании (ст. 11.1, ст. 12) следует, что организации - юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, могут создаваться только как некоммерческие организации. Тем самым законодатель определил в качестве основной цели образовательных организаций не извлечение прибыли, а осуществление образовательного процесса.
В настоящее время все большее значение в осуществлении образовательной деятельности имеют негосударственные образовательные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 закона об образовании образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.
Закрепление особого правового статуса образовательных организаций обусловлено необходимостью правовой охраны образовательной деятельности, связанной с реализацией конституционного права личности, и определяет ряд требований к ним: функционирование в определенных законом организационно-правовых формах некоммерческих организаций; установление специальных требований к уставу образовательной организации; установление специальной правоспособности, т. е. права осуществлять один или несколько видов деятельности, который прямо указаны в их учредительных документах (образовательная деятельность является для них основной и должна быть указана в учредительных документах образовательной организации); лицензирование образовательной деятельности, требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению; требования, связанные с реализацией конкретных образовательных программ, установленных законом об образовании.
Принятие решений о регистрации некоммерческих организаций и негосударственных образовательных организаций на территории Иркутской области осуществляется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96.
Так, по состоянию на 30 апреля 2011 года в ведомственном реестре некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Иркутской области, числится 351 организация, осуществляющая образовательную деятельность, что составляет 11 % от общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций. Статистика свидетельствует, что количество подобных организаций неизменно возрастает. За период с 1 января 2010 года по настоящее время на территории Иркутской области зарегистрированы 45 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, что составляет 13 % от общего количества созданных за указанный период некоммерческих организаций.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой образовательных организаций является частное учреждение. В ведомственном реестре некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Иркутской области содержатся сведения о 281 частном образовательном учреждении (80 % от общего количества зарегистрированных образовательных организаций) и 63 автономных некоммерческих организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Процедура государственной регистрации и требования к учредительным документам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон о некоммерческих организация), Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 08.08.2001 № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», другими нормативными правовыми актами. Правовую основу деятельности образовательных организаций составляют не только указанные законы, но и подзаконные нормативные акты. К числу таких можно отнести типовые положения об образовательных учреждениях. Согласно п. 10 ст. 28 закон об образовании разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. В настоящее время принято более двадцати типовых положений в зависимости от вида образовательного учреждения, которые регулируют деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, однако для некоммерческих учреждений являются примерными и носят рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 14 закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения, автономной некоммерческой организации относится устав. Требования к уставу некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность, закреплены в статье 14 закона о некоммерческих организациях, статье 13 закона об образовании. Таким образом, в уставе некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в обязательном порядке должны быть указаны:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
- использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
- финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
- осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);
- запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
- порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;
7) порядок управления, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава;
д) порядок реорганизации и ликвидации;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Кроме того, в уставе должны содержаться сведения о порядке управления деятельностью некоммерческой организации, предмете и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, порядке использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации, а также иные положения, предусмотренные действующим законодательством. В тоже время образовательная организация может добавить в устав и другие условия, не противоречащие действующему законодательству. Положения, затрагивающие вопросы, которые могут быть отражены в уставе, определены в статьях 35, 36, 43, 50, 51, 55 закона об образовании.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, определен законодательством и носит исчерпывающий характер. В соответствии с положениями статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в Управление необходимо представить следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по форме РН0001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (в двух экземплярах), подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть нотариально удостоверена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
2) устав некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении его устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником;
4) документ об уплате государственной пошлины;
5) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.
Как показывает практика, наиболее распространенными основаниями для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации являются несоответствие устава некоммерческой организации действующему законодательству Российской Федерации, а также ненадлежащее оформление документов, представляемых на регистрацию. В 2011 году Управлением вынесено 15 отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций, из них 2 отказа (13 %) вынесены в отношении образовательных организаций, представивших документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Согласно статье 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть отказано по следующим основаниям:
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные указанным Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
6) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
7) в случае неустранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок.
Типичные нарушения связаны с несоблюдением требований, предъявляемых к уставу некоммерческой организации Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». К числу таких нарушений относятся отсутствие в уставах места нахождения некоммерческой организации, вопросов исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, порядка голосования по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, а также отсутствие в уставе иных сведений, предусмотренных статьей 13 закона об образовании.
Ненадлежащее оформление документов, как правило, проявляется в следующем:
несоответствие адреса места нахождения некоммерческой организации в заявлении и уставе;
несовпадение наименования юридического лица в заявлении, уставе, иных документах, представляемых на государственную регистрацию некоммерческой организации.
В связи с вышеизложенным рекомендуем лицам, заинтересованным в создании некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность, внимательнее относиться к подготовке документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность, к соблюдению действующего законодательства при подготовке учредительных документов. При возникновении каких-либо затруднений рекомендуем обращаться в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.
Консультации по вопросам исполнения государственной функции, в том числе перечня необходимых документов, размера государственной пошлины, сроков исполнения государственной функции, порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию, предоставляются государственными служащими Управления, ее исполняющими, по телефону и на личном приеме заявителей. Так, в 2011 году специалистами Управления на личном приеме предоставлено 708 консультаций по различным вопросам, связанным с исполнением государственной функции по государственной регистрации некоммерческих организаций, из них 186 консультации (26 %) получено представителями образовательных организаций.
Получить консультацию по вопросам государственной регистрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, можно при личном обращении по адресу: г. Иркутск, ул. Желябова, 6, каб. 304 в часы приема, по телефону: 792-795, а также на официальном сайте Управления: www.minjust-irk.ru.

Е.А. Шкуропат