О нарушении законодательства при привлечении средств родителей

Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области в связи с обращениями родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников по вопросам правомерности взимания денежных взносов образовательными учреждениями обращает внимание на необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации при привлечении внебюджетных средств и средств благотворительной помощи.

Данные обращения свидетельствуют о ряде характерных нарушений при привлечении внебюджетных средств, которые являются незаконными и предполагают ответственность руководителя образовательного учреждения:

– нарушение образовательным учреждением принципа добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный сбор денег на ремонт, охрану, на приобретение учебников и др. (письмо Министерства образования РФ от 27 июня 1995 г. № 48-М «О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающихся»);

– принуждение обучающихся, воспитанников и их родителей со стороны администрации образовательного учреждения и учителей к получению платных образовательных и иных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»);

– требование внесения так называемого «вступительного взноса» при приеме ребенка в образовательное учреждение (п.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

– нарушение должностных инструкций педагогического персонала путем привлечения к сбору благотворительных пожертвований классных руководителей (регламент приема пожертвований, изложенных в ФЗ от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях; Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»);

– расходование привлеченных средств без согласованной с органами общественного самоуправления сметы доходов и расходов;

– сбор денежных средств наличным путем, без оформления надлежащих кассовых документов (инструктивное письмо от 15 декабря 1998 №57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» Министерства общего и профессионального образования РФ);

– административное вмешательство со стороны руководителей муниципальных образовательных учреждений в деятельность общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов), призванных объединять усилия граждан и юридических лиц в деле поддержки образовательных инициатив.

Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

Служба в сфере образования Иркутской области подчеркивает, что оказание такой помощи – это право, а не обязанность родителей (законных представителей). Решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно, а сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи. Решения родительского комитета, совета образовательного учреждения, попечительского совета или управляющего совета о внесении родителями средств, в качестве благотворительной помощи, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения, либо договоров дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:

– сумма взноса;

– конкретная цель использования средств (если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учебного заведения совместно с органом общественного самоуправления в соответствии с потребностями, связанными исключительно с уставной деятельностью учреждения);

– реквизиты благотворителя;

– дата внесения средств.

Руководителям образовательных учреждений необходимо обеспечить процедуру оформления приходного кассового ордера и выдачу его благотворителю через Центральный Банк (при отсутствии у образовательного учреждения собственной бухгалтерии) в установленном порядке. При этом должно быть обеспечено:

– поступление денежных средств благотворителей на расчетные внебюджетные счета образовательных учреждений;

– оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательного учреждения и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств;

– оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;

– представление ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательных учреждениях;

– запрещение работникам образовательных учреждений сбор наличных денежных средств.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств со стороны работников образовательных учреждений, неправомерных действий органов самоуправления образовательных учреждений, в том числе родительских комитетов, попечительских советов и др. в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Деятельность различных благотворительных и общественных некоммерческих организаций (фондов), которые создаются на базе образовательных учреждений с целью объединения усилий граждан и юридических лиц для поддержки образовательных инициатив, является полностью самостоятельной и строится на договорной основе с руководством образовательных учреждений в рамках социального партнерства.

Административное вмешательство со стороны руководителей образовательных учреждений в дела общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов), созданных на базе образовательных учреждений с целью укрепления и развития образовательных инициатив, является противозаконным.

В соответствии со ст. 5.57 и ст. 19.30 КоАП РФ за нарушение права получения общедоступного и бесплатного образования предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется:

Федеральным Законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 05.05.2014);

Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»;

Федеральным Законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».