Потребительский рынок товаров и услуг

Потребительский рынок. 2017 год

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и является одним из важных секторов жизнеобеспечения города.

Потребительский рынок объединяет три сегмента сферы обслуживания населения: торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.


Торговля

По оперативным данным статистики за 2017 год розничный товарооборот составил 34,6 млрд. руб. или 100 % к прошлому году, на душу населения в месяц приходится 12,4 тыс. руб. (в 2016 — 11,5 тыс. руб.) В городе представлены практически все типы торгующих объектов — от крупных торговых центров до мелких магазинов. На сегодня количество стационарных торговых объектов составляет около 4 тысяч единиц, из них торговых центров и комплексов — 23, магазинов — 654, оптовых объектов — 192, прочих объектов (отделов в магазинах, торговых центрах, нежилых помещениях) — 2678. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей — 828,1 кв.м., что превышает норматив на 61%.

Сохраняется тенденция увеличения доли крупных и средних организаций, что обусловлено активным развитием крупноформатной и сетевой торговли, сокращается количество мелких торговых точек. За 2017 год в городе открылись 4 магазина «Хлеб-соль», пятый сетевой магазин «Светофор» и третий торговой объект сети «Абсолют», в конце года заработал универмаг «Лента». Всего в городе функционируют 390 сетевых торговых объекта, в том числе 296 местных торговых сетей, 106 — федерального и регионального значения.

Стабильно функционирует сеть местных товаропроизводителей, число торговых объектов которых составляет 235.

Количество магазинов «шаговой доступности», выстроенных за счет реконструкции квартир на 1 этажах, составляет 228 объектов, что на уровне показателя прошлого года. Большой популярностью пользуется покупка товаров через интернет.


Общественное питание

Сеть предприятий общественного питания на 01.01.2018 составляет 284 объекта, из них общедоступной сети — 185 на 7030 места. Обеспеченность посадочными местами сегодня составляет 76%.

Оборот общественного питания по оперативным данным статистики за 2017 год составил 1,36 млрд. руб. или 105,5% к показателю прошлого года.

Большинство предприятий осуществляют доставку готовых блюд и продуктов питания на дом.


Бытовое обслуживание

Бытовые услуги являются неотъемлемой частью повседневной жизни горожан, при этом, определяющим фактором развития рынка бытовых услуг по прежнему остается динамика платежеспособности населения.

Количество объектов бытового обслуживания составляет 784 ед.

Доля предпринимателей в структуре исполнителей бытовых услуг составляет более 90 %.

Предприятия бытового обслуживания активно участвуют в традиционных благотворительных акциях, проводимых в городе - «Служба быта для ветеранов ВОВ», «Служба быта для пожилого человека». Более востребованные — это ремонт обуви и парикмахерские услуги.


Рыночная и ярмарочная деятельность

На территории города за 2017 год были организованы и проведены 246 ярмарок. Основными целями организации ярмарок являются удовлетворение потребностей населения в товарах по доступным ценам, поддержка местных товаропроизводителей в реализации и сбыте собственной сельскохозяйственной продукции, минуя посредников.

Впервые на территории города на базе торгового центра «Колхозный» прошла сельскохозяйственная ярмарка «100% наше!», где участвовали крестьянско-фермерские хозяйства Братского и Куйтунского районов.

В летний период 4-й год стабильно функционируют специализированные ярмарки «Дачник» для продажи продукции, выращенной на дачных участках, где места для пенсионеров предоставляются бесплатно.

В период массового сбора урожая в течение октября-ноября проводилась сезонная ярмарка на 3-х площадках города по продаже свежих корнеплодов.

Ярмарочная торговля пользуется популярностью у населения и служит подтверждением востребованности продукции местного производства.


Цены

Процессы интеграции России в мировую экономику сделали зависимыми цены на продовольствие от изменения цен на мировых сырьевых рынках. Кроме роста цен на сырье, на цену товаров также влияет увеличение затрат производителей на их изготовление: горючее, тепловую и электрическую энергию, грузоперевозки и другие составляющие производственного процесса.

Состояние продовольственного рынка города Братска в значительной степени зависит от ввоза продукции из-за пределов области. Особенно зависим от внешних поступлений рынок мясной продукции, сахара, муки, круп, рыбы, масла растительного, из чего следует, что продовольственный рынок и цены на продовольствие сохраняют высокую зависимость от конъюнктуры внешних рынков с более развитой сырьевой базой.

По данным территориального органа статистики в 2017 году средний показатель роста потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в городе Братске составил 0,6 %. Наибольший рост зафиксирован на масло сливочное, чай черный байховый, молоко пастеризованное, соль поваренную, говядину, молоко стерилизованное, хлеб из пшеничной муки 1, 2 сорта, хлеб ржаной.

В декабре 2017 по отношению к началу установлено снижение цены на сахар-песок, крупу гречневую-ядрицу, масло подсолнечное, вермишель, рис шлифованный, рыбу мороженую неразделанную, муку пшеничную, свинину, мясо кур, яйцо куриное, пшено.

Ценовая ситуация находится на постоянном контроле в администрации города Братска. В целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке с 2014 года обеспечивается оперативный мониторинг ценовой ситуации на территории города, в том числе в социально-ориентированных объектах.

В целях обеспечения населения возможностью приобретать продовольственные товары первой необходимости по более доступным ценам администрацией города на постоянной основе проводится работа по привлечению предприятий розничной торговли к участию в социальных проектах. В городе организованы и действуют социальные проекты: «Социально-ориентированная политика», «Социальная цена», «Социальный магазин», «Магазин низких цен», «Цена на контроле». По состоянию на 1 января 2018 года количество таких объектов составляет 122 ед., из них в 28 цены на все продовольственные товары первой необходимости значительно ниже средних цен, сложившихся на потребительском рынке.

Одной из мер, способствующих сдерживанию роста цен, является организация на территории муниципального образования города Братска регулярных ярмарок, где сельхозпроизводители и товаропроизводители реализуют продукты питания по ценам на 10-20 % ниже сложившихся на потребительском рынке. В 2017 году было организовано и проведено 58 продовольственных ярмарок.


Нестационарная торговая сеть

С 01.01.2017 действует новый Порядок и Схема размещения нестационарных торговых объектов. За 2017 год число нестационарных торговых объектов сократилось на 11 % и составляет 339 объектов.

В весенне-летний период функционируют 57 квасных цистерн и 14 бахчевых развалов.


Регулирование алкогольного рынка

Администрация города Братска совместно с контролирующими и надзорными органами проводит работу по пресечению нарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории города Братска.

Специалисты администрации участвуют в совместных с сотрудниками полиции рейдах, также регулярно проводится мониторинг торговых объектов с целью выявления розничной торговли алкогольной продукции без лицензии.

В результате проведенных мероприятий в 2017 году в администрацию города поступило 200 информационных писем от МУ МВД России «Братское» о выявленных нарушениях в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Руководители торговых объектов уведомлены об изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, значительно увеличивающих штрафные санкции за незаконную продажу алкогольной продукции, которые вступили в силу в июле и августе 2017 года. Также владельцы нестационарных торговых объектов, в которых выявлена продажа алкогольной продукции, уведомлены, что при заключении нового договора на установку и эксплуатацию НТО в случае нарушения правил осуществления торговой деятельности, в том числе продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, табачной продукции, договор будет расторгнут в одностороннем порядке.

Для жителей города организована работа «горячей линии». Вся информация анализируется и направляется в правоохранительные органы.

Совместные с органами полиции мероприятия дают положительные результаты. Количество торговых объектов, торгующих алкогольной продукцией без лицензии на ее розничную продажу, уменьшается.

В связи с многочисленными жалобами горожан на неудобства, связанные с функционированием «пивных» магазинов, расположенных в жилых домах, в июне 2017 года мэром города Братска подготовлено и направлено обращение на имя Губернатора Иркутской области по разработке и утверждению законодательного акта, полностью запрещающего продажу пива в розлив в торговых объектах, расположенных в жилых домах, которое поддержали депутаты Думы города Братска.

В настоящее время проект закона «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции», устанавливающий жесткие правила торговли алкоголем на территории Иркутской области, находится в стадии доработки.