Потребительский рынок товаров и услуг

Потребительский рынок. 2016 год

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и является одним из важных секторов жизнеобеспечения города.

Потребительский рынок объединяет три сегмента сферы обслуживания населения: торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.

Торговля

По данным статистики за 2016 год розничный товарооборот составил 32,2 млрд. руб. или 95 % к прошлому году, на душу населения в месяц приходится 11,5 тыс. руб. В городе представлены практически все типы торгующих объектов - от крупных торговых центров до мелких магазинов. На сегодня количество стационарных торговых объектов составляет около 4 тысяч единиц, из них торговых центров и комплексов - 24, магазинов - 650, оптовых объектов - 190, прочих объектов (отделов в магазинах, торговых центрах, нежилых помещениях) - 2716. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей - 816,9 кв.м., что превышает норматив на 62 %.

Сохраняется тенденция увеличения доли крупных и средних организаций, что обусловлено активным развитием крупноформатной и сетевой торговли, сокращается количество мелких торговых точек. За 2016 год в городе открылись 2 супермаркета «Слата», 7 магазинов «Хлеб-соль», 2 сетевых магазина «Светофор» и 2 торговых объекта сети «Абсолют». Количество магазинов «шаговой доступности», выстроенных за счет реконструкции квартир на 1 этажах, уменьшилось на 4 единицы и составляет 228 объектов. Закрепили свои позиции и успешно функционируют непродовольственные торговые сети «Эльдорадо», «М. видео», «ДНС», «Л' Этуаль», «Глория Джинс», «Остин», «Инсити» и др.(всего более 60 объектов).

Пользуются популярностью интернет-магазины, их число сегодня составляет 16 объектов.

Общественное питание

Сеть предприятий общественного питания на 01.01.2017 составляет 282 объекта, из них общедоступной сети - 183 на 6874 места. Обеспеченность посадочными местами сегодня составляет 75 %.

Оборот общественного питания за 2016 год составил 1,3 млрд. руб. или 92,6 % к показателю прошлого года.

Большинство предприятий осуществляют доставку готовых блюд и продуктов питания на дом.

Бытовое обслуживание

Бытовые услуги являются неотъемлемой частью повседневной жизни горожан, при этом определяющим фактором развития рынка бытовых услуг по-прежнему остается динамика платежеспособности населения.

Количество объектов бытового обслуживания увеличилось и составляет 782 единицы.

Доля предпринимателей в структуре исполнителей бытовых услуг составляет более 90 %.

Предприятия бытового обслуживания активно участвуют в традиционных благотворительных акциях, проводимых в городе - «Служба быта для ветеранов ВОВ», «Служба быта для пожилого человека». Более востребованные - это ремонт обуви и парикмахерские услуги. Сумма льготных средств в 2016 году составила около 130 тысяч рублей.

Рыночная и ярмарочная деятельность

Ужесточение требований к розничным рынкам, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации», привело к значительному сокращению количества розничных рынков. Уменьшение числа рынков обусловлено снижением их конкурентоспособности, в первую очередь, за счет развития сетевой торговли, где гибкая ценовая политика, а также введение запрета на реализацию алкогольной продукции в рынках. В результате рынки перепрофилировались либо в крупноформатные магазины, торговые центры и комплексы, либо в ярмарки.

На 01.01.2017 в городе Братске розничные рынки отсутствуют.

Прекращение действия разрешений на организацию розничных рынков управляющей компанией обусловлено изменением структуры предприятия путем передачи объектов в управление индивидуальным предпринимателям. При этом специализация, режим работы, ассортимент реализуемой продукции, арендаторы торговых мест не изменились.

Кроме того, сохранились требования к продавцам, установленные Федеральным законом. Сохранены места и льготы для сельхозпроизводителей, граждан, ведущих подсобное хозяйство или занимающихся садоводством и огородничеством, глав крестьянско-фермерских хозяйств.

Всего на территории города за 2016 год были организованы и проведены 246 ярмарок (в 2015 - 234). В целях расширения условий для реализации сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянско-фермерские хозяйства и занимающимися садоводством и огородничеством, были организованы 8 специализированных ярмарок у крупных торговых объектов на 300 мест.

В 2016 году в городе Братске были организованы и проведены 62 продовольственных ярмарки с привлечением местных и региональных товаропроизводителей, дачников и производителей медовой продукции.

В летний период третий год стабильно функционируют специализированные ярмарки «Дачник» у магазинов «Москва» для продажи продукции, выращенной на дачных участках, где места для пенсионеров предоставляются бесплатно.

Впервые проведены сезонные ярмарки: «Северных территорий» в рамках Братского экономического форума и «Сделано в Братске» с привлечением товаропроизводителей Братска, Братского района, Усть-Илимска, Железногорск-Илимского. Впервые на ярмарках были представлены непродовольственные товары, изготавливаемые в городе Братске: одежда, мебель, фасадная и тротуарная плитка, изделия из бетона, берестяные изделия.

Цены

Процессы интеграции России в мировую экономику сделали зависимыми цены на продовольствие от изменения цен на мировых сырьевых рынках. Кроме роста цен на сырье, на цену товаров также влияет увеличение затрат производителей на их изготовление: горючее, тепловую и электрическую энергию, грузоперевозки и другие составляющие производственного процесса.

Состояние продовольственного рынка города Братска в значительной степени зависит от ввоза продукции из-за пределов области. Особенно зависим от внешних поступлений рынок мясной продукции, сахара, муки, круп, рыбы, масла растительного, из чего следует, что продовольственный рынок и цены на продовольствие сохраняют высокую зависимость от конъюнктуры внешних рынков с более развитой сырьевой базой.

По данным территориального органа статистики, в 2016 году средний показатель роста потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в городе Братске составил 1,4 %.

Наибольший рост зафиксирован на молоко, крупу гречневую - ядрицу, масло сливочное, рыбу мороженую неразделанную, чай черный байховый, соль поваренную, масло подсолнечное. Ниже среднего показателя подорожали хлеб, вермишель. В декабре 2016 по отношению к началу установлено снижение цены на говядину, свинину, яйца куриные, сахар-песок, рис шлифованный, пшено.

Ценовая ситуация находится на постоянном контроле в администрации города Братска. В целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке с 2014 года обеспечивается оперативный мониторинг ценовой ситуации на территории города, в том числе в социально-ориентированных объектах.

В целях обеспечения населения возможностью приобретать продовольственные товары первой необходимости по более доступным ценам администрацией города на постоянной основе проводится работа по привлечению предприятий розничной торговли к участию в социальных проектах. В городе организованы и действуют социальные проекты: «Социально-ориентированная политика», «Социальная цена», «Социальный магазин», «Магазин низких цен», «Цена на контроле». По состоянию на 1 января 2017 года количество таких объектов составляет 116 ед., из них в 26 цены на все продовольственные товары первой необходимости значительно ниже средних цен, сложившихся на потребительском рынке.

На конец 2016 года цены в социальных магазинах установлены ниже средних потребительских цен на следующие продукты питания :

- куры - на 2,3 %;

- масло сливочное - на 43 %;

- масло подсолнечное - на 51 %;

- яйца куриные - на 18 %;

- сахар-песок - на 17 %;

- соль - на 37 %;

- мука пшеничная - на 33 %;

- хлеб ржаной - на 42 %;

- хлеб из пшеничной муки 1, 2 сорта - на 20 %;

- рис шлифованный - на 27%;

- крупа гречневая - ядрица - на 38 %.

Одной из мер, способствующих сдерживанию роста цен, является организация на территории муниципального образования города Братска регулярных ярмарок, где сельхозпроизводители и товаропроизводители реализуют продукты питания по ценам на 10-20 % ниже сложившихся на потребительском рынке. В 2016 году было организовано и проведено 62 продовольственные ярмарки (в 2015 — 66).

Нестационарная торговая сеть

Постановлением администрации муниципального города Братска от 23.12.2016 № 2137 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов сроком на 5 лет. Согласно схеме размещения нестационарных объектов, определено 382 места под размещение торговых объектов.

Регулирование алкогольного рынка

Во исполнение госполномочий по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции за 1 полугодие 2016 года выдано и переоформлено 54 лицензий.

Сумма государственной пошлины, поступившая в бюджет города Братска, составила 4,7 млн. руб.

По состоянию на 01.07.2016 действовали 397 торговых объектов, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, принадлежащие 117 юридическим лицам - держателям лицензий.

За 1 полугодие 2016 года проведено:

- 86 документарных проверок;

- 68 внеплановых выездных проверок.

С 1 июля 2016 года осуществление отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции администрацией муниципального образования города Братска прекращено.

На сайте администрации города Братска в подразделе «Нарушения в сфере розничной продажи алкогольной и табачной продукции» постоянно обновляется информация о торговых объектах, осуществляющих реализацию алкогольной продукции без лицензии на ее розничную продажу и пива в нестационарных объектах, а также итоги проверок, проведенных органами полиции.

В связи с массовыми отравлениями граждан после употребления спиртосодержащей жидкости «Боярышник» в городе Иркутске в декабре 2016 года, повлекшими за собой десятки жертв, администрацией муниципального образования города Братска совместно с контролирующими и надзорными органами осуществляются мероприятия, направленные на выявление и пресечение продажи данной продукции в торговых объектах города Братска.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории города Братска, направлены уведомительные письма о необходимости исключения из продажи непищевых спиртосодержащих жидкостей и недопущения реализации спирстсодержащих пищевых добавок-ароматизаторов, а также с просьбой информировать администрацию города о поставщиках, предлагающих к реализации подобную спиртосодержащую продукцию.

С декабря 2016 года специалистами комитета экономического развития проводятся рейды с целью выявления в торговых объектах спиртосодержащих жидкостей. Всего было проверено 430 объектов (магазины, киоски, павильоны). Часть объектов проверялась неоднократно.

Для жителей города организована «горячая линия». Вся информация направляется в правоохранительные органы.

В проект договора на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов с 01.01.2017 включено основание одностороннего расторжения Договора в случае нарушения владельцем объекта правил осуществления торговой деятельности, в том числе продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, табачной продукции.