Участие в федеральных программах – залог развития Братска

Проблемы отрасли ЖКХ не обходят стороной ни одного россиянина. Состояние жилищного фонда, внутридворовых территорий и детских площадок, расходование воды и электроэнергии, сохранение тепла и экономия средств, наконец, тарифы на коммунальные услуги – с этим сталкиваются абсолютно все. Государство последовательно проводит реформу ЖКХ, которая уже приносит первые результаты, однако одна из ключевых задач – привлечение инвестиций в социально значимую, но не очень рентабельную сферу, а главное, рациональное использование этих средств – требует постоянного внимания. Особенно сложна эта проблема в средних по численности городах, которые испытывают серьезные нагрузки на все коммунальные ресурсы, но не обладают достаточными бюджетными средствами для проведения структурных изменений.

Все объекты сферы ЖКХ достались россиянам от советских времен. Муниципальные сети практически на всей территории России находятся сегодня на пределе износа. Несмотря на то, что мы привыкли считать свои проблемы уникальными («все люди как люди, только вот мы…»), опыт реформирования жилищно-коммунального сектора есть у многих стран мира. Партнером национальных реформ ЖКХ, участником которых на протяжении последних лет является муниципальное образование города Братска, выступает Всемирный банк реконструкции и развития, который дает не только деньги, но и знание того, как именно стоит их инвестировать. Удачный опыт подобных реформ Всемирный банк приобрел в Чили и Мексике, Аргентине и Бразилии, Колумбии и Панаме. В последние годы, хотя и позже, чем Россия, за обновление коммунальной сферы взялись Казахстан и Украина.

5 февраля 2010 года вступил в силу совместный Проект Правительства Российской Федерации и ВБРР «Реформа ЖКХ в России», на которую Всемирный банк выделил $200 млн., еще $6 млн. добавило наше Правительство. Казалось бы, суммы, в масштабах нашей огромной страны, не столь уж большие – всех дыр на эти деньги не залатаешь. Но Проект, выстроенный с помощью экспертов Всемирного банка, не рассчитан на косметические меры. Речь идет о том, чтобы внедрять самые передовые технологии в сферу ЖКХ и создавать конкурентную среду, чтобы поставщики коммунальных услуг сами старались предоставить населению наилучшие услуги по самым низким ценам. Для того, чтобы всем научиться современному подходу к ЖКХ, решено провести пилотный Проект с участием городов, численность населения которых составляет от 90 тыс. до 600 тыс. человек, и в которых муниципальные органы власти и коммунальные предприятия отвечают минимальным критериям эффективности с точки зрения финансовых показателей. Таких городов на первом этапе нашлось 56.

Затем организаторы Проекта провели следующий конкурс: для того, чтобы получить безвозвратный грант, местным властям и комунальщикам нужно было предоставить конкретные проекты, направленные на финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, повышение социальной защиты потребителей и формирование конкурентных рыночных отношений в сфере управления и содержания жилого фонда. По итогам этого этапа 10 основных и четыре резервных города были объявлены участниками Проекта Правительства России и Всемирного банка «Реформа ЖКХ в России» и получили гранты на обновление и восстановление существующей инфраструктуры.

Такой двухэтапный механизм, считают во Всемирном банке, очень важен. Местные власти, без которых никакая реформа ЖКХ на местах невозможна, с самого начала вовлекаются в разработку будущих изменений, становятся активными участниками процесса и болеют за успех дела.

Другие существенные моменты Проекта – это обмен опытом между городами-участниками Проекта и создание единой системы мониторинга и анализа, которая в будущем поможет внедрять самые успешные практики реформы ЖКХ в жизнь всех российских городов и поселков, а также применять опыт лидеров в других инфраструктурных реформах, которые необходимы стране.

Участники пилотного Проекта Правительства РФ и Всемирного банка - это Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула и Чебоксары, резервные города – Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец. На конец 2013 года из общего бюджета Проекта было освоено больше четверти, а завершиться программа должна в мае 2016 года. К этому времени в каждом из городов-участников должны быть построены, реконструированы или отремонтированы ключевые объекты инфраструктуры ЖКХ, внедрены новые методы учета и экономии ресурсов, улучшены условия жизни граждан.

В городе Братске грант Всемирного банка решено вложить в два проекта:

1. Внедрение централизованной системы учета и мониторинга тепловодопотребления в жилищном фонде города Братска. Одной из основных целей данного инвестиционного проекта является улучшение качества жизни населения города Братска за счет удовлетворения обоснованных потребностей в энергоресурсах.

Создание централизованной системы учета и мониторинга тепловодопотребления в жилищном фонде города Братска состоит из трех компонентов:

- реконструкция и автоматизация индивидуальных тепловых пунктов;

- реконструкция распределительных трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения;

- диспетчеризация приборов учета тепловодопотребления.

Проект реализуется без привлечения средств жителей города Братска.

В данном проекте участвуют 6 микрорайонов Центрального района: 2, 3, 9, 10, 13 и 14. Общее количество многоквартирных жилых домов, задействованных в проекте, составляет 221 ед.

Общая сумма затрат на реализацию проекта, финансируемых Всемирным банком, составляет 316,5 млн. рублей или 8,9 тыс. рублей на одного жителя.

Группой реализации проекта (ГРП) на условиях Всемирного банка проведен конкурс, в результате которого определен генерального подрядчика ООО Инженерно-технический центр «Карат» г. Екатеринбург.

На сегодняшний день генеральный подрядчик приступил к реализации проекта. Осуществляется комплекс работ по разработке проектной документации и поставке оборудования. По завершению отопительного сезона подрядчик приступит к выполнению монтажных и пуско-наладочных работ.

2. Реконструкция КОС города Братска. Главный канализационный коллектор на участке автодороги Братск-Падун до КОС. 2 очередь.

В рамках реализации данного инвестиционного проекта заключен контракт на сумму 185 953 261,38 рублей между Министерством регионального развития РФ (Заказчик), Муниципальным образованием города Братска и ЗАО «Монтажно-строительное управление № 78 (Подрядчик), со сроком исполнения 24 месяца (ноябрь 2014 года). Технический надзор за реализацией проекта осуществляет ООО «Инжиниринговая компания 2К» (г. Москва). Функции административного сопровождения осуществляет группа реализации проекта (ГРП), в качестве которой выступает Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербург (ФИСП), который осуществляет платежи.

Трубопровод главного канализационного коллектора (ГКК) канализационных очистных сооружений (КОС) расположен на западной окраине жилого района Центральный г. Братска.

Участок нового трубопровода ГКК протяженностью 2792 м начинается на западной окраине г. Братска в 40м юго-восточнее перекрестка федеральной автодороги Братск-Падун с автодорогой Братск-КОС. Трасса ГКК пересекает автодорогу Братск-Падун и однопутную железную дорогу Тайшет-Лена. (переход предусмотрен закрытым способом). Коллектор выполняется из полиэтиленовых труб типа СЛ, диаметр коллектора 1200мм.

Выполняет работы субподрядная организация — ЗАО «Кемберлит».

В настоящее время уложено 1580 м трубы, из 23 колодцев смонтировано 11.

Реализация программы в вопросах и ответах

На вопросы отвечает заместитель главы администрации города Братска по городскому хозяйству и строительству Николай Пастушков

- Почему Братск решил участвовать в этой программе?

- К моменту объявления конкурса среди городов России на право участия в совместном Проекте Правительства РФ и Всемирного банка реконструкции и развития «Реформа ЖКХ в России» в муниципальном образовании города Братска имелся положительный опыт участия во Всероссийском конкурсе «Реформирование муниципальных финансов» в 2005-2007 годах: практический опыт реализации масштабных проектов (создание рабочей группы, ответственность, организация системы соподчиненности и контроля и пр.); наличие показателей Проекта «Реформа ЖКХ в России», заимствованных из Проекта реформирования муниципальных финансов, предусматривавшего раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство»; понимание всеми работниками администрации города Братска - участниками рабочей группы реализации проекта важности и значимости для города участия в Проекте как источнике безвозмездных и безвозвратных средств на реализацию значимых для города инвестиционных проектов.

- Насколько трудно было соблюсти требования участия в проекте? Какие усилия потребовались?

- Требования как к конкурсной заявке на право участия в Проекте «Реформа ЖКХ в России», так и при реализации первого этапа Проекта – программы «Реформирование ЖКХ города Братска» на 2008-2010 годы достаточно объемны по наличию документов и обоснований, обширны и разносторонни по направлениям деятельности, всего которых в программе - 15. Конечно, требовались значительные усилия всех работников администрации города – членов рабочей группы при подготовке конкурсной заявки и промежуточных и итогового отчетов программы. В части реализации самих требований наибольшую трудность вызвало межевание территорий города как требующее значительных затрат времени и средств бюджета города.

- Есть ли другие возможности поэтапного приведения в порядок инфраструктуры ЖКХ в городе?

- В настоящее время теоретически появилась еще одна возможность привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. Реальные средства, которые инвестируются уже сегодня - это гранты Проекта «Реформа ЖКХ в России».

- Почему именно эти объекты были выбраны для реконструкции (строительства)?

- Это решение самых наболевших вопросов на сегодня. Есть и другие проблемы, но решение именно этих имеет под собой бесспорное стратегическое обоснование.

- В каких федеральных программах участвовала администрация города?

- В первую очередь – это участие в Программе реформирования муниципальных финансов в 2005-2007 годах, которое послужило началом участия в дальнейшем не только в Проекте «Реформа ЖКХ в России», но и с 2008 года в региональных программах капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на условиях и требованиях Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Планы администрации города по участию в других федеральных программах?

Администрация города Братска готова принимать участие в любых Всероссийских и региональных проектах и программах, дающих возможность привлечения в город инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Особое внимание уделяется решению проблемы переселению жителей из аварийного жилья.